04.05.2012

НЁБО НЕ ПРЕДЕЛ


Мода, как известно, особа ветреная: мы все наслышаны о её плодотворном романе с искусством, о бурных отношениях с политикой, но в последнее время она всё чаще появляется в обществе кулинарии. Вместе они составляют, пожалуй, самую яркую пару последнего десятилетия, а ведь ещё в кризисные 90-ые, когда весь мир, стремясь к параметрам Кейт Мосс, старался не думать о еде, подобный альянс казался маловероятным. Кто мог предположить, что в новом тысячелетии дизайнеры вроде Шарлотт Деллал будут признаваться в любви к приготовлению восточных блюд по рецептам свекрови, щеголяя клатчами в виде поварских книг, а шеф-повара начнут увлечённо декорировать свои произведения: «Я создаю дизайн своих пирожных, как кутюрье создают роскошные платья», - говорит Кристоф Мишалак, звезда ресторана той самой парижской Plaza Athénée, в роскошном номере которой некогда томилась в ожидании возлюбленного главная вымышленная модница мира Керри Бредшоу.

Пирожное, созданное Кристофом Мишалаком по мотивам знаменитой рекламной компанией
Jean-Paul Gaultier 

Так в чём же кроется тайна столь успешных отношений? Причина проста: подобное притягивает подобное. Действительно, между гардеробной и кухней очень много общего: и та, и другая являются настоящей лабораторией, где базовые человеческие потребности питаться и защищаться от холода превращаются в настоящее искусство, в котором вкус – основной критерий оценки создаваемых форм и цветовых сочетаний. Именно здесь, в домашних условиях, часто рождаются самые передовые идеи: Джанни Версаче, наблюдавший за работой матери, уже в 9 лет сшил первое в своей карьере платье, обыкновенная домохозяйка Джулия Чайлд стала настоящей звездой, появившись на экране телешоу 1960-ых, а столь актуальная нынче идея органической кухни в прямом смысле «выросла» на огороде Элис Уотерс. Другое дело, что, выходя за пределы отдельно взятой квартиры в широкий мир, приобретая масштабность мощной бизнес-системы, и мода, и гастрономия превращаются в «жестокий (хоть и красивый) мир», как однажды заметил Том Айкенс, шеф с мишленовскими звёздами: «Чтобы тут выжить, нужно быть не только профессионалом, но и крепким орешком». Да что там, инфернальные названия главных поп-хитов, густо замешанных на моде и закалённых в огне печей, говорят сами за себя: «Дьявол носит Prada», «Модельная школа ведьмы Дженис», «Адская кухня», «Подмастерья колдуна»...
Борьба феминисток, направленная против собирательного образа женщины у плиты, принесла свои неожиданные плоды: пока мы, не покладая рук, строили карьеру, умение готовить превратилось в экстравагантную «фишку», что, как любая диковинка, вызвало волну интереса, став настоящим трендом. Кулинарные блоги, гастрономические журналы, «вкусные» фильмы и телешоу весёлым потоком хлынули на нас, прорвав плотину страха поправиться и прослыть мещанами. Напротив, именно гастрономия идёт в авангарде современной жизни. Так, молекулярная кухня – настоящий гастрономический haute couture, не даром «молекулярных шефов» принято называть «высоким нёбом»! – всегда была предметом жарких дискуссий (хочется дофантазировать яркую сцену ссоры шефов, с использованием высокотехнологичных приборов, разработанных в экспериментальной лаборатории elBullitaller каталонца Феррана Андриа). Совсем недавно её приверженцы презрительно называли всё, кроме жидкого хлеба и взорванной клубники, фаст-фудом, вроде того, как пару лет назад европейские дома мод обвиняли H&M в плагиате. Однако время диктует свои правила, и, чтобы идти с ним в ногу, небожители гастрономического Олимпа спустились к простым смертным, которых посвящают в молекулярные тайны во время тщательно организованных мировых турне, совсем как Versace и Marni сегодня несут модное слово в массы при помощи упомянутой выше демократичной марки. 

"Красные плоды из сада" шефа лондонского ресторана Mugaritz
- результат нескольких лет экспериментов 

На стыке гастрономии и моды образовалась новая область, фуд-стайлинг – процесс высокоорганизованный, требующий не только дара видеть внутреннюю жизнь продуктов и приготовленных из них блюд, но и целого ряда профессиональных навыков. Здесь есть свои арт-директора, фотографы, ведущие колористы и подиумные визажисты, способные превратить хорошенькую простушку вроде яичницы в затейливую крок-мадам, а фотогеничности некоторых «моделей» могут позавидовать такие хамелеоны подиумов, как Саския де Брау и Фрея Беха. Речь идёт, конечно, о десертах, ведь сладости всегда являлись символом молодости и сексуальности. Туфли с ягодными мотивами, ювелирные украшения в виде конфет и изображения пирожных на футболках, бывшие в моде даже среди самых эфемерных девушек мира, являются наглядным тому подтверждением, а тенденция последних сезонов – леденцы-логотипы YSL и торты-обувные коробки Louis Vuitton или Tiffany & Co – сахарным сиропом скрепляют брак моды и гастрономии.   

Lacoste Lollipop
Vivienne Westwood, Melissa shoes

торт от Studio Cake
Умильное детское платьице Darcy Brown

Так же, как в модельном бизнесе, подвижники кулинарии  находятся в постоянном поиске новых лиц: в 2004 году статья в модном журнале, посвящённая «ягодам счастья» - годжи, произвела революцию в сознании, рационе и самочувствии миллионов, позволив говорить о настоящей «годжимании», а недавно «взошла звезда» ягод асаи, не сравнимых ни с чем ни по вкусу, ни по степени содержания антиоксидантов.
Порой заманчивые ароматы, доносящиеся с кухонь, влияют на царящие в домах моды настроения: облачённые в юбки-клёш «новые 50-ые» жизнерадостно шагнули на подиумы вместе с весенне-летними коллекциями Jil Sander, Rochas и Prada вслед за гремящим уже несколько лет увлечением «старомодной» выпечкой вроде вупи-купи и капкейков, столь любимых в Америке середины прошлого века.

Серия удивительных капкейков, созданных австралийскими мастерами Sugar Siren
по мотивам - ах, все уже поняли! - Sex & the City

Одетые с иголочки шеф-повара, настоящие трендсеттеры своего дела, каждый сезон создают новые кулинарные тенденции, которые подхватывают и развивают фудисты, эти фэшионистас гастрономического мира. Так, в июле прошлого года актуальной была классика, предполагавшая следование традициям в технике приготовления и благородную простоту в оформлении блюд, зимой всё чаще стали говорить о еде в стиле «мини», finger-food, маркировавшей поворот к изяществу и выдумке. Что будет в моде к следующему Рождеству, сказать сложно, ведь известно, что повара люди ещё более непредсказуемые, чем дизайнеры, поэтому предлагаю жить настоящим и на вечный вопрос «Быть или не быть?» ответить: «Есть».

stay beautiful,
Карина Новикова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий