24.01.2012

THE NEXT BEST THING

КИРИЛЛ ЧЕЛУШКИН , «ОДНА ХОРОШАЯ ВЕЩЬ»

Marina Gisich Gallery
20 января – 25 февраля 2012


   «Доверяй, но проверяй» - инструкция, которой посвящённые снабжали новичков, открывая перед ними дверь в шумный мир импрессионизма; «Не верь глазам своим» - напутствие знатоков модернизма, призывавших профанов смотреть не глазами, а душой; «Пойди туда, не знаю, куда, найди то, не знаю, что» - в порыве откровенности разводят руками теоретики актуального искусства. Не удивительно, что с подобной прерывистой нитью Ариадны можно зайти или очень далеко, или так и остаться стоять у входа. Кризис репрезентации вызревал долго, и, когда он, наконец, разразился, доверять изображению стало очень сложно. 
   Так, работы Кирилла Челушкина, объединенные названием «Одна хорошая вещь»,  настораживают своей открытостью зрителю. Им не доверяешь, как не доверяешь дружелюбному незнакомцу (явно хочет обокрасть), как не доверяешь красивому сну (наяву сбудется с точностью до наоборот), как не доверяешь идеальной вакансии (в чём подвох?). Эти холсты с виртуозно изображенными предметами и людьми хочется проткнуть, как Буратино проткнул нарисованный очаг, в отчаянных поисках второго дна, сокрытой правды, однако это не поможет хотя бы потому, что в них самих нет насилия ни над образами, ни над физическим «телом» картин как таковых, ни над зрителем. И когда, окончательно растерявшись, просто стоишь и разглядываешь смеющихся космонавтов, довольного ребёнка, человека в противогазе, похожего на техногенного мутанта, повторяя про себя «А тут что такое?», «А как это называется?» или «А почему это висит рядом с вот этим?», решение приходит оттуда, откуда ты уже и не ждал: его подсказывают сами картины. 
   Техника работ вступает в волнующий диссонанс с их форматом, а также с предметом изображения, из-за чего они выглядят проекциями слайдов с выцветшими фотографиями. Щелчок переключателя, и на белом полотне экрана появляется незамысловатый, словно случайно попавший в кадр сюжет. Например, кукла, такая старая, что лучше её не трогать: не только вата вылезет из разошедшегося шва, но и столько воспоминаний, что придется звать не мастера, а доктора. Или счастливые мальчишки, обнимающиеся от радости (любимая команда победила!) – и лишь тот, кто нажимал кнопку фотоаппарата, может сказать, что в кадре они дерутся. Хотя в работах присутствует сюжетность, важна не она, это подтверждает и тот факт, что часто действительно затруднительно с уверенностью сказать, что же на них изображено, что происходит. Пространство, с которым работает Челушкин, наполнено слишком эфемерной субстанцией ассоциаций, чтобы причинно-следственные связи были более-менее устойчивыми, поэтому зритель запутывается в бесконечных нитях возможностей, вариантов и догадок настолько, что становится частью наблюдаемой им среды, теряя отстраненность, а с ней и какую бы то ни было объективность. Происходит интересная подмена: постепенно ты воспринимаешь образы, населяющие картины, как воспоминания автора, затем ловишь себя на мысли, что не можешь отличить их от собственных, вполне конкретных воспоминаний. Так, самоидентифицируясь с  художником, ты, незаметно для себя, полностью принимаешь его позицию, что позволяет, наконец, открыть волшебную дверцу понимания.
   Вероятно, в течение долгих лет натаскивая самих себя, как собак, на искусство, которое провоцирует если не на агрессию, то на какие-то двусмысленные игры, мы позабыли об элементарной вежливости: об уважении к личному пространству работы, о том, что прежде, чем получить ответ, нужно задать вопрос, что нужно прислушаться к произведению вместо того, чтобы навязывать ему смыслы.

stay beautiful,
Карина Новикова








2 комментария:

  1. "нужно прислушаться к произведению вместо того, чтобы навязывать ему смыслы" - подчас, это просто не возможно, если только тебя специально этому не учили. Но 100% людей не могут быть искусствоведами. Те кто обращается к искусству не из профессионального интереса, в первую очередь ищут то, что отражает их самих.

    ОтветитьУдалить
  2. 100 % людей не могут быть электриками. Я не электрик. Когда у меня проблемы с проводкой, я обращаюсь к профессионалу. 100 % людей не могут быть искусствоведами. Когда у них возникают трудности в общении с искусством, они могут обратиться ко мне. Противоречие снято?

    ОтветитьУдалить