16.12.2011

BEAUTIFUL BOYZ: портрет художника в юности.

...Нам сложно представить, что титаны живописи тоже когда-то были мальчишками. Скажу больше, некоторые из них были очень красивыми мальчишками, которые сегодня могли бы стать звёздами рекламных кампаний Chanel, покорять подиумы в нарядах Versace и блистать на обложках модных журналов всего мира.


I
ИмяГюстав Курбе
Возраст: 21 год

Гюстав Курбе, "Автопортрет с чёрной собакой", 1842.

  «Автопортрет с чёрной собакой», написанный Курбе в 1842 году, поражает самоуверенностью, исходящей от фигуры молодого художника. 
        Одет Курбе на манер естествоиспытателя: он обладает как художественным видением, так и практическим знанием (не будем забывать, что Курбе – выходец из крестьянской семьи). Сидящая рядом чёрная собака с длинной волнистой шерстью не только подчеркивает локоны самого Курбе, но, вторя струящемуся силуэту его накидки, является своего рода воплощением покорившейся художнику природы. 
    Эстетика маньеризма вкупе с общим пластическим строем картины, а также вполне конкретными деталями вроде акцента, сделанного на руке, наводят на сравнения с «Автопортретом в выпуклом зеркале» молодого Пармиджанино, в 1524 году приехавшего покорять Рим. 
       Уже под этим ранним «Автопортретом с чёрной собакой» можно подписать более позднее высказывание Курбе, «рокот океана мощен, но он не заглушит рёва моей славы». Определённо, Курбе настроен решительно: осанка, гордо вскинутая голова, тёмная одежда придают ему сходство с неким таинственным принцем, вернувшимся из изгнания, чтобы занять принадлежащий ему трон. Пройдёт три десятилетия, Курбе и в самом деле отправится в изгнание, а автопортреты, изображающие красивого брюнета, уступят аллегорическим натюрмортам с кровоточащей форелью.
        
         Схожий фэшн-типажЖако Ван ден Ховен





II
 ИмяЭжен Делакруа
 Возраст: 15 лет

Неизвестный автор, "Портрет Эжена Делакруа", 1813.
      Одноклассник Эжена Делакруа позже вспоминал о внешности Делакруа-подростка: «Паренёк с оливковой кожей, мерцающими глазами, живым лицом, впалыми щеками, с насмешливой улыбкой, всегда игравшей на губах. Он был худеньким, с изящной фигуркой, и его густые, волнистые тёмные волосы свидетельствовали о южном происхождении». Что ж, такое описание вполне удовлетворяет самому раннему портрету, выполненному дядей художника. Однако более полное представление о чертах лица юного Делакруа даёт акварель, написанная несколькими годами позже. Автор неизвестен, что, впрочем, неудивительно: его стиль явно не отличался самобытностью, хотя именно поэтому для нас этот портрет и представляет отдельный интерес. Будем надеяться на добросовестность художника, не увлёкшегося живописью настолько, чтобы в погоне за выразительностью исказить черты портретируемого.
         Большая голова, главный объект насмешек сверстников, в пышных крупных локонах, широкие скулы и заострённый подбородок с ямочкой – лицо изображённого на портрете юноши идеально вписалось бы в сердце-медальон.
          Расплывчатая, очень неопределённая улыбка играет на приоткрытых губах, «загибая» один уголок вверх; брови едва нахмурены; взгляд больших глаз, нежный и пытливый одновременно, направлен куда-то в сторону больше, чем требуется для создания «благородного ракурса», словно что-то привлекло его внимание. Вот она, иллюстрация к словам Жюллиана о детстве Делакруа: «В разгар игры или посреди урока он мог, позабыв обо всём, погрузиться в задумчивость, а то вдруг мечтательность сменялась приливами какой-то бурной активности, и тогда он оказывался куда живее и проказливее своих товарищей» .    

               Схожий фэшн-типаж: Бенджамин Эйдем





III
 ИмяЖан Огюст Доминик Энгр
    Возраст: 20 лет

Жак Луи Давид, "Портрет Жана Огюста Доминика Энгра", 1800.
          На раннем портрете, принадлежащем кисти Давида, Жан Огюст Доминик Энгр совсем ещё юн, но, в отличие от Делакруа, столь же юного на портрете Жерико, его никак нельзя назвать мальчишкой. Не смотря на детскую округлость лица и взъерошенные, как у воробья, волосы, осанка будущего лидера французского академизма излучает спокойную уверенность, в упрямой складочке, идущей из уголка губ, читается целеустремлённость, в нахмуренных бровях – сравните их с растерянно приподнятыми полукружиями бровей Делакруа – чувствуется упорство. Общая цветовая гамма – тёплая, очень «земная» – усиливает то впечатление человека, здраво смотрящего на вещи, которое производит лицо юноши.
          Именно эти качества – упорство, цельность характера, серьёзность, – отличали Энгра, судя по воспоминаниям Этьенна Делеклюза, ещё в мастерской Давида . Раннему становлению характера  способствовала и материальные затруднения, с которыми Энгр столкнулся в юности: родители не обладали большим достатком, и одновременно с обучением живописи в Тулузе он играл в оркестре театра «Капитолий». Ситуация изменится в лучшую сторону с переездом Энгра в Париж, где, обретя определённую известность лучшего ученика Давида, молодой художник стал зарабатывать портретами. Отношения между легендарным Жаком-Луи Давидом и его новым учеником складывались непросто. Отчуждённость Давида от своей модели чувствуется и в рассматриваемом портрете 1800 года: кажется, Давид не стремится проникнуть в характер Энгра, а тот, в свою очередь, не спешит перед ним раскрыться.

              Схожий фэшн-типаж: Нильс Батлер





IV
 Имя: Пабло Пикассо
   Возраст: 19 лет 

Пабло Пикассо, "Автопортрет", 1900.
         Пожалуй, наиболее известный из ранних автопортретов Пабло Пикассо – рубежа веков, что символично – удивляет всех, кто видит его в первый раз. Нехарактерное для художника строго фронтальное изображение лица, где грубые косые штрихи чередуются с дымчатой растушёвкой, вроде того, как на мальчишеском лице проступают первые признаки взросления.
           Одна из любимых метафор XX века - зеркало, дверь в другой мир, путешествие в который почти наверняка окажется рискованным и неприятным. На автопортрете Пикассо словно изучает своё отражение, набравшись отваги взглянуть на себя таким, каков он есть на самом деле, не защищаясь от внешнего мира иронией, не обращая всё в шутку, не борясь с поглощающей меланхолией. Он стоит на перепутье: шагнуть ли в головокружительную глубину, остаться ли по эту сторону внешней реальности, - и он выбирает первое. Неудивительно, зная, что именно Пикассо чуть позже откроет кубистическое видение, важнейшая составляющая которого – взгляд «изнутри».

            Схожий фэшн-типажБастиан Ван Гаален





V
 Имя: Эгон Шиле
 Возраст: 17 лет

Эгон Шиле, "Автопортрет", 1907.

        Прежде, чем в творческой манере Эгона Шиле произошёл, в прямом смысле, драматичный перелом, его работы, как и он сам, казались такими гладкими, такими причёсанными. Даже не верится, что этот розовощёкий школьник с бантом и невротичный взъерошенный дьявол с полными отчаянного эксгибиционизма картинами – один и тот же человек. Однако мальчишка не так прост, как может показаться: он создан не из плоти и крови, а из какого-то сверхтяжёлого живописного вещества, обладающего колоссальным зарядом тёмной энергии. Обратите внимание на глаза: такие большие, они должны бы казаться красивыми, но, лишённые белка, они лишены и какого бы то ни было человеческого выражения. Это глаза зверя, глаза существа, не человека. Голубоватый свет падает на лицо и прядь густых волос, окончательно лишая красочное поле какого бы то ни было намёка на тепло и уют. Здоровый румянец обращается лихорадочным горением, а приятная улыбка – двусмысленной ухмылкой. 

        Схожий фэшн-типажГеррино Сантуллиана





VI
Имя: Джордж Фредерик Уоттс
    Возраст: 17 лет

Джордж Фредерик Уоттс, "Автопортрет", 1834.
        Родись Джордж Фредерик Уоттс в наши дни, он бы, без сомнения, пополнил стройные ряды агенства Elite London. В его чистом лице есть всё, что ценится высокой модой: неординарность, даруемая широко расставленными, наивно распахнутыми глазами, свежесть полного, аккуратно очерченного рта, пропорции, позволяющие представить его с абсолютно любой стрижкой, изящество аристократа и драйв юности.
        Что до живописных качеств портрета, то они впечатляют не меньше, чем изображённый на нём юноша: не смотря на статичность композиции, изображение кажется полным движения, порыва. Крупные кольца волос трепещут, словно на ветру (ах, умение добиться эффекта «ветра в волосах» - один из признаков настоящей модели!), но, главное – удивительно открытый взгляд, мгновенно создающий визуальный контакт со зрителем. Известный творческий девиз Энгра: «Первое, что надо сделать, - это заставить говорить глаза», - был воплощён в этом автопортрете так полно и наглядно, что к нему можно применить слова Теофиля Готье: «Это один из тех волнующих портретов, с которыми человек не бывает в комнате один, - словно некто следит за ним из глубины своих тёмных зрачков».

           Схожий фэшн-типаж: Пауль Бош




stay beautiful,
Карина Новикова

5 комментариев:

  1. Кариночка - это просто потрясающий пост!!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Ой,как у Вас интересно!! Согласна с Ники!

    ОтветитьУдалить
  3. Nicky ;-* )) спасибо)

    Маргарита, я всегда рада новым гостям, так что u are welcome))

    ОтветитьУдалить
  4. ОГО! Первый раз вижу такие сравнения - очень порадовали! Особенно выбор художников) так приятно увидеть Шиле любимого) спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Для меня все эти художники по-прежнему более, чем актуальны, и, судя по Вашей реакции, Дари, не для меня одной, - и это замечательно! Спасибо)

    ОтветитьУдалить