10.11.2011

Тайна золотого ключика. Часть I.

   Не секрет, что специфика восприятия указывает на особенности личности, но как, пытаясь эмоционально вникнуть в суть произведения, не потерять хрупкую грань между допустимым и попросту надуманным?
   Пикассо как-то заметил, что картина теряет смысл, если зритель старается изучить её, а не почувствовать. Чуть позже Вернер Хоффман назвал вчувствование великой претензией, сбившей с толку не одно поколение зрителей. Поэтому, когда на защите диплома один из преподавателей сказал, что «у Карины есть редкий дар – дар вчувствования в произведение», - я, признаться, не поняла, считать ли это комплиментом или критикой, и, возможно, окончательно запуталась, если бы карты Таро, которыми я долго занималась, не дали мне бесценный опыт интерпретации изображения на основе баланса между интуицией и общепринятым языком символов. Часто бывало, что, после медитации на один из старших арканов колоды, я, сидя на парах или в книжном магазине, наталкивалась на произведение искусства, в котором, если можно так сказать, текла та же кровь, что и в занимавшей меня на тот момент карте. Это помогало мне понять как одно, так и другое. 
    Делюсь с вами первой частью моих открытий.



I – Маг – Марсель Дюшан и роторельефы. Кадр из фильма Ганса Рихтера «Мечта, которую можно купить», 1947. 


Welcome to the greatest show on Earth!: Марсель Дюшан и роторельефы.
Кадр со съёмочной площадки фильма Ганса Рихтера "Мечта, которую можно купить", 1947.
Фотография - Арнольд Игл.
     
        Первая карта Таро гласит: любой путь начинается с самоосознания и самоопределения. Марсель Дюшан является альфой и омегой современного искусства: он открывает модернизм, он же его и закрывает, являясь первопроходцем постмодернизма, в корне своём построенного на преодолении установок модернизма. 
      На знаменитом кадре из фильма Ганса Рихтера, Дюшан с характерной полуулыбкой демонстрирует содержимое таинственного ящика, полного роторельефов – кинетических объектов, создающих эффект трёхмерности. Концентрические окружности бесконечно вращаются, словно леминисканта над головой Мага, означающая первое движение сотворения. 
        Аркан Маг соотносится с сознанием, в котором заложен элемент игры, ведущейся по строго заданным свыше правилам. Маг волен распоряжаться первоэлементами по своему усмотрению, но строгая заданность «инструментария» ограничивает его возможности: в его власти четыре стихии, разложенные на столе перед ним в виде символов, а также жезл, дающий возможность сознанию проецировать себя в мир. 
         Художник, создавая новое, всегда оперирует определённым набором элементов, форм и цветов. Есть правила, которым он следует, особенно в случае, если хочет их нарушить. Блестяще овладевший технической стороной живописи, Марсель Дюшан мог бы почувствовать себя в условиях невозможности творчества, ведь всё уже было сделано и сказано кем-то когда-то. Вместо этого он открывает новый вид креативной деятельности – манипуляцию готовыми предметами – «разглядев» свои реди-мейды в давно примелькавшихся вещах вроде сушилки для бутылок или «Джоконды» Да Винчи. 
         Прорыв, самовыражение, наложение неповторимого отпечатка своей индивидуальности на все, к чему прикасаются руки, - всё это аркан Маг. Кажется, Дюшан действительно обладал силой оживлять предметы одним только прикосновением: перевёрнутый писсуар, велосипедное колесо, открытка, гребень для волос магическим образом производят впечатление «сделанности», завершённости, художественного мастерства, а многочисленные трактовки наделяют их глубокой индивидуальностью. 
       Маг теряет абсолютную свободу воли Шута, но добавляет к воле знание, делающее его мастером своего дела. Маг знает точно и достоверно, что он делает. Поэтому Маг является символом Слова-Логоса, творящего миры. Теоретические способности Дюшана известны куда шире его практических навыков. Кажется, он способен найти словесный эквивалент любой вещи, может объяснить любое явление, истолковать любой знак. Больше того, складывается впечатление, что сами его слова материальны и способны существовать в материальном мире наравне с другими физическими объектами. 
    В современной интерпретации Мага часто заменяют Фокусником, играющим с первоэлементами. Складывается небезосновательное впечатление, что Дюшан сознательно водит зрителей за нос, однако стоит помнить, что художник и сам вступает в игру и играет честно: достаточно вспомнить, сколько разных объяснений и значений одного и того же произведения он сам озвучил в течение жизни. «Лишь как homo ludens, который играет во все новые игры значений, он обнаруживает себя как суверенно владеющего безграничной свободой», пишет о Дюшане Вернер Хоффман.



II – Жрица – Луи Вельден Хокинс, «Завеса», 1890.


"Я сплю, но сердце моё бодрствует": Луи Вельден Хокинс, "Завеса", 1890.
       
          Второй аркан олицетворяет наши неосознаваемые силы - интуицию, предчувствие, часто необъяснимую, но вполне твердую уверенность в чем-то. Жрица – это ключ к той таинственной истине, которая ускользает от логически мыслящего разума. Она знает, что та истина, которую можно выразить словами, никогда не бывает вечной. Поэтому Жрица считается чуть ли не самым «тихим» арканом Таро. 
     Немного найдётся работ столь же молчаливых, как «Завеса», принадлежащая кисти художника-символиста Луи Вельдена Хокинса, причём загадочность создаётся не при помощи хитросплетения знаков, а, напротив, за счёт их отсутствия. Лицо и занавеска – единственные объекты изображения – предельно обобщены. Серебристый свет, словно исходящий от мерцающих на полупрозрачной ткани звёздочек, освещает лишь округлые щёки и аккуратные губы, оставляя в тени закрытые глаза. 
      Жрица символизирует интуитивное проникновение в проблему и осознание скрытых доселе факторов, влияющих на человека и его жизнь. Картина Хокинса словно иллюстрирует знаменитую фразу Сент-Экзюпери: «Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». 
        Находясь под воздействием Луны, Жрица представляет собой женскую энергию. То же «лунарное» сознание чувствуется в «Завесе» Хокинса. Женское лицо, как полная луна, мерцает в ночном небе среди пелены лёгких облаков и звёзд. Ощутимая асимметрия изображения придаёт ему особую нежность. 
        Так же, как Жрица не даёт никакого конкретного прогноза на будущее (на этом этапе оно пока слишком туманно или вообще не сформировано), полотно Хокинса нельзя свести к конкретному значению. Это совет, а не ответ.



III – Императрица –Янис Паулюкс, «Фелицита», 1945.


"I'll make you queen of everything": Янис Паулюкс, "Фелицита", 1945. 
       
        Когда Янис Паулюкс писал «Портрет Фелициты», ему ещё только предстояло стать одним из самых известных художников Латвии. Когда Фелицита позировала Янису Паулюксу, ей ещё только предстояло стать звездой латышского экрана. На момент создания полотна, молодая пара ещё только собиралась заключить брак.
        Аркан Императрица появляется в жизненном раскладе, символизируя грядущую женитьбу или замужество, а также неся успех в творчестве и последующее признание.
        Квадратный формат, выбранный художником для картины, предельно замыкает изображение в себе самом: эгоцентричность весьма характерна для властвующей в живописном пространстве юной дивы.
        В отличие от бестелесной Жрицы, исполненной лунного света, Императрица олицетворяет собой плодородие и изображается освещенной Солнцем. В руках она держит египетский "ключ жизни" - символ господства над сотворенным миром. Её голову венчает корона из двенадцати лучей или звезд - символ явленности в пространстве и времени. Согретая лучами славы и внимания, Фелицита, не смотря на определённую условность стиля Паулюкса, выглядит предельно телесной. В её руке – газета, являющаяся своего рода символом власти (СМИ – четвёртая власть!), к тому же она возвращает изображение из некой вневременной абстрактной области прекрасного в конкретный исторический момент конкретной страны (Газета в её руке - ‘CINA’ («борьба») - официальная коммунистическая газета Латвии). На её голове не корона – обычное полотенце, но дайте этой девчонке высушить волосы, и тогда увидите - она покорит мир.
        Часто Императрица изображается беременной, хотя символизирует она не столько само зачатие, сколько физическую способность зачать: об этом свидетельствует, в частности, изображение природы, в окружении которой восседает женщина. Рядом с горожанкой Фелицитой стоит ваза с цветами. Алеющий мак тут же обращает внимание зрителя на красное пятно, выделяющееся на фоне бледных полосок подушки. Что это? Лепесток? Лак, которым актриса покрывала ногти на аккуратных пальчиках? Или же менструальная кровь? Будь последнее правдой, это не сделало бы изображение вызывающе откровенным или провокативным, напротив, естественно вписалось бы в контекст общей женственности работы. Кстати, покрывало, на котором сидит Императрица, тоже алое.
         С третьим арканом Таро соотносятся понятие мудрости и глупости, и она соответствует той стадии жизни человека, когда он должен осознать те желания, на основе которых он творит свою судьбу. Поэтому у карты есть и второе название - "Осмысление". Детское личико Фелициты и зрелость её форм способны сбить зрителя с толку. Возможно, Фелицита сама ещё не знает, кто она, ребёнок или женщина, так же, как Янис Паулюкс не определился с тем, кто он, чиновник или художник. Тем не менее, они готовы принять решение. Аркан Императрица символизирует обличение мысли в материю, проявлении слова в действии.



IV и V – Император и Иерофант – Ли Чжаньян, "История под наблюдением", 2007.



'In a crisis great emperors rule as gods rule': Ли Чжаньян, "История под наблюдением", 2007. 

В системе Таро нет изолированных, закрытых в себе карт; каждый аркан так или иначе взаимодействует с остальными, но некоторые составляют своего рода «пары», в которых одна «половина» помогает чётче понять и почувствовать особенности другой. Так, многочисленные точки пересечения архетипов Императора и Папы оттеняют их различия, чем позволяют определить уникальную идентичность друг друга. 
История так же не признаёт действия без взаимодействия. Все события связаны в неразрывную цепь причин и следствий, люди, эти события создающие, неизбежно вовлекаются в них сами и вовлекают других. Связь искусства с политикой никогда не была тайной. Не смотря на декларируемую духовную природу первого и практическую ориентированность второй, слова Христа «Богу – богово, а Кесарю – кесарево» позабыты как художниками, так и государственными деятелями. Тем не менее, как бы близко не подходили две этих системы друг к другу, между ними всегда остаётся зазор, в любую минуту способный разверзнуться бездной.
Являясь частью огромной инсталляции, над которой Ли Чжаньян работал в течение полутора лет, скульптурная группа, изображающая Йозефа Бойса и Мао Цзэдуна, занимает особое место в выставочном пространстве.
Главнй шаман искусства XX века, создавший собственную религию, крепко замешанную на христианском социализме и магических практиках, Бойс разъясняет разворачивающуюся перед глазами историю так, словно Бог говорит через него. Пятый аркан Таро – Папа –  символизирует инициатора, посвящённого в таинство жизни. Его роль - это роль посредника, проводящего людям не свою, а некую объективную волю. Но в отличие от миссии Жрицы, пассивно проводящей ритмы, Папа символизирует принцип активности, являясь созидателем нового пути.
На карте Папа изображен в тиаре, его поднятая правая рука осеняет паству крестом. Правая рука Бойса застыла, вознесённая вверх, голову венчает «знак отличия» - знаменитая шляпа. Аркан Папа считается одним из трёх ангелов-хранителей, обеспечивавшим благоприятный исход любому делу. Как добрый гений, Бойс стоит за правым плечом отца китайской революции, Мао Цзедуна, с императорским величием сидящего в кресле. Его руки – не руки, тигриные лапы! – расслабленно лежат на подлокотниках, ноги вальяжно скрещены. Отметим, что часто Император также изображается со скрещенными ногами; в этом – символ серы, как знака древнего алхимического монарха. Аркан Император олицетворяет зрелого человека, обладающего высоким социальным статусом и наделённого громадной силой убеждения. Император совмещает в себе не только стремление к порядку, трезвый ум, дисциплину, чувство ответственности и прагматизм, но также и их крайности - упрямость, косность, стремление "улучшать" всё до бесконечности, жажду власти и деспотизм. Что ж, это напрашивающиеся характеристики «железной руки».
Телец, управляющий арканом Папа, самый "земной" знак, может "возвыситься" лишь воплощая незыблемую праведность на своем пути. Бойс всегда объяснял свою творческую приверженность к жиру, войлоку и мёду, тем, что, когда в 1944 году его самолёт разбился в Крыму, татары выходили его при помощи этих не самых поэтичных материалов. Способность увидеть высший смысл в простом и обыденном – энергия аркана Папа.
Творческий потенциал аркана Император заключен в стремлении к независимости от условий существования Природы. Таким образом, Император соответствует нашему стремлению к цивилизации, благодаря которому мы строим себе дома, проводим в них отопление и устанавливаем кондиционеры, чтобы уберечь себя от жары, холода и сырости, создаем автомобили и самолеты, чтобы сократить расстояния и сделать путешествия более комфортабельными, и открываем школы, чтобы повысить уровень образования. Даже то, что при этом многое делается чересчур настойчиво, не зачеркивает для нас тех положительных сторон, которыми обладает эта часто аллергически воспринимаемая карта. Не смотря на то, что Мао оставил страну в глубоком кризисе, нельзя не признать тот факт, что, получив в 1949 г. малоразвитую, погрязшую в анархии, коррупции и общей разрухе аграрную страну, он за малые сроки сделал из неё достаточно мощную, независимую державу, обладающую атомным оружием. В этом – энергия Императора.

Здесь и далее я опираюсь на классические труды по тарологии Артура Райдера-Уайта и Хайо Банцхафа, т.е. те тексты, с которыми я сама работала когда-то в своей практике. 

stay beautiful,
Карина Новикова

6 комментариев:

  1. Интересное эссе. На что ты опиралась, когда писала его? По картам таро есть какие-то общепринятые каноны? Особенно интересны фразы иипа "Находясь под воздействием Луны, Жрица представляет собой женскую энергию" - меня интересует origin таких заключений.

    ОтветитьУдалить
  2. Любой, кто знаком хотя бы с основами Таро, знает основные энергии основных архетипов. Я занималась Таро долго и серьёзно, для меня всё это не только сказанные Райдером-Уайтом или Банцхафом слова, но и прочувствованные истины.

    Насчёт канонов. Когда ты выбираешь колоду (или она выбирает тебя), ты внутренне готов к правилам этой колоды. Моя основная колода - Райдер-Уайет - нашла меня не сразу, до неё была другая, с которой мы "не сошлись характерами". Райдер-Уайет разработал свою интерпретацию. Мне близки его взгляды - а, например, кому-то близок Алистер Кроули, воззрения и интерпретация которого значительно отличаются от Уайетовских.

    ОтветитьУдалить
  3. "Находясь под воздействием Луны, Жрица представляет собой женскую энергию"
    она представляет собой в принципе пассивную энергию восприятия, традиционно считающуюся женской.
    это состояние прислушивания и вслушивания, молчаливого внимания и восприятия (истины).
    что необходимо и мэ, и жо ))
    ---

    ОтветитьУдалить
  4. разумеется, необходимо, но это не отменяет того факта, что есть энергии женские, есть мужские. Очевидно, что в каждом мужчине есть женское начало, а в каждой женщине - мужское (чёрно-белый значок инь и ян помните? ну вот).

    ОтветитьУдалить
  5. ну да :) просто я уже другой Аноним)))

    ОтветитьУдалить