19.09.2011

ОЧЕНЬ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


Самый сексуальный художник всех времён и народов – Эжен Делакруа. Вы всё ещё думаете о нём лишь как о политически ангажированном авторе «Свободы, ведущей народ»? Благодаря советской истории искусств, зачитанной в детстве до дыр, довольно долгое время я и сама была убеждена, что это так: идеологи коммунизма сделали «Свободу» одним из главных своих манифестов, а в её авторе – денди и аристократе – увидели основателя «революционного романтизма».
Однако во Франции «Свобода» и её автор стали символами революции сексуальной. Все, конечно, помнят, появление картины в «Мечтателях» Бертолуччи: поверх увенчанной фригийским колпаком головы Свободы наклеена голова Мэрлин Монро.
Рекламная кампания Dolce & Gabbana 2007 года, созданная под воздействием обозначенной работы Делакруа, вызвала ожесточённые споры: Доменико Дольче и Стефано Габбана обвиняли в пропаганде вооружённого насилия.
D&G 2007

Не излучай картина такого заряда сексуальности, разве вдохновила бы она прошлогоднюю коллекции Dior?
Dior, Fall 2010
Эжен Делакруа, Свобода, ведущая народ (фрагмент), 1830.
Dior, Fall 2010
Эжен Делакруа, Свобода, ведущая народ (фрагмент), 1830.

Эротизм работ Делакруа с самого начала провоцировал скандалы. Так, в «Резне на Хиосе» публику Салона 1824 года возмущала не реалистичность, с которой Делакруа изображает жестокость, а красота этой жестокости, взять хотя бы несомненное изящество фигуры янычара, волокущего нагую гречанку. Навеянные де Садом мотивы открыто заявят о себе в «Смерти Сарданапала»: восхитительном месиве эроса и смерти, увенчанном мрачным скучающим тираном. 
Эжен Делакруа, Смерть Сарданапала, 1827.

Показательно, что Жюллиан в биографии Делакруа 1963 года настаивает на автопортретности Сарданапала: «На первых же набросках ассирийским деспотом Делакруа изображает себя самого. Лицо у него и в самом деле было восточного, точнее, даже индонезийского типа, со смуглой кожей и раскосыми глазами». 
Эжен Делакруа, Этюд головы Сарданапала, 1824-1826.

Задолго до публикации «Венеры в мехах» Леопольда фон Захер-Мазоха, Делакруа – в живописи и дневниках – упивается воображаемыми жертвоприношениями, пытками и бойнями, неудивительно, что Бальзак посвятил ему свою «Златоокую девушку». Финальная сцена убийства и впрямь кажется фантазией, порождённой созерцанием прекрасных наложниц, чьи тела распростёрты у ложа Сарданапала: «Златоокая девушка умирала, утопая в крови. Зажжённые светильники, тонкий аромат, разлитый в воздухе, характерный беспорядок, в котором опытный глаз искателя любовных приключений угадал бы следы безумств, свойственных страстям, – все указывало на то, что маркиза со знанием дела допросила виновную. Эти сверкающие белизной покои, где так особенно бросалась в глаза кровь, обличали долгую, упорную борьбу. Окровавленные руки Пакиты оставили отпечатки на подушках. Везде она цеплялась за жизнь, везде она защищалась, и везде её настигали удары кинжала. Целые полосы узорчатой обивки были вырваны её окровавленными руками, которые, видно, долго боролись. Пакита, должно быть, пыталась взобраться повыше: обнажённые ноги её оставили кровавые следы на спинке дивана, по которой она, вероятно, карабкалась. Тело Пакиты, искромсанное кинжалом её палача, свидетельствовало о том, с каким остервенением отстаивала она свою жизнь, которую Анри сделал для неё столь дорогой. Уже умирая, распростёртая на полу, она искусала щиколотки маркизы де Сан-Реаль, не выпускавшей из рук залитого кровью кинжала».
Эжен Делакруа, Смерть Сарданапала (фрагмент), 1827.
Несомненно, именно это противоречие между благовоспитанностью, доходившей порой до педантизма, и тёмными страстями, бушевавшими в душе Делакруа, покорило и Бодлера, чьи эстетические воззрения, сформировавшиеся во многом под влиянием бесед с Делакруа, приобрели небывалый авторитет в конце XIX века на фоне общего интереса к бессознательному. Ровно столетие минуло после Салона 1824 года, когда Андре Бретон опубликовал первый «Манифест сюрреалистов», и плохо понятые идеи психоанализа проникли повсеместно. Их воздействие не ослабевает и по сей день, судя последней работе Алена Роб-Грийе, «Градива (Вас зовёт Градива)» (2007), в которой знаковый для  сюрреалистов образ Градивы скорее фрейдистской, чем йенсеновской, «вживляется» в марокканский период жизни и творчества Делакруа.
"Градива (Вас зовёт Градива)", 2007.
Чтобы познать тайные страницы биографии художника, связанные якобы с легендой о белой фаворитке паши, английский коллекционер Джон Локк отправляется в дурманящее путешествие по лабиринтам садомазохистских снов вслед за её двойником. Не в состоянии больше отличать галлюцинации от реальности, Локк самоидентифицируется с Делакруа настолько, что становится им. Удивительное перевоплощение высокого плечистого блондина Джеймса Уилби, исполняющего роль Джона Локка, из растерянного исследователя в ловеласа-художника, развязного и вспыльчивого, поражает простотой выбранных средств: неряшливый парик, накладные усы с бородкой да глухой воротничок костюма без каких бы то ни было притязаний на историческую достоверность.
"Градива (Вас зовёт Градива)", 2007, кадр.
"Градива (Вас зовёт Градива)", 2007, кадр.

Приписываемые художнику порнографические рисунки, среди которых, помимо эротизированных копий набросков к «Резне на Хиосе» и «Смерти Сарданапала», зритель видит и рисунки Энгра, оживают в Театре Страданий, где закованные в кандалы юные девы изящно извиваются под ударами плёток. Впрочем, антураж театра, как и живые картины, тщательно воссозданы, скорее, по работам Фернана Кормона и Жана-Леона Жерома, нежели по восточным сериям Делакруа. Однако Делакруа, будучи, бесспорно, самой значительной и самой притягательной (во всех смыслах) фигурой в искусстве XIX века, столь близкой XX веку своей противоречивостью, задаёт ленте Роб-Грийе высокий градус трагичности, позволяя дать фильму определение «эротической драмы». Образ художника ретроспективно достраивается склонным к утрированию двусмысленности и муссированию подробностей взглядом, сформированным XX веком.
Ариэль Домбаль в роли Градивы/Лейлы в фильме "Градива (Вас зовет Градива)", 2007.

stay beautiful,
Карина Новикова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий